Общее представление о составе слова.
04.08.2009, 21:52 | |
Тема: Общее представление о составе слова. Цели. Создать условия для: -формирования представления о составе слова, всех морфемах, входящих в слово; - знакомства с окончанием, его существенными признаками, алгоритмом нахождения окончания в слове; - развития орфографической зоркости; - воспитания аккуратности, внимательности. Ход урока. 1. Эмоциональный настрой. - Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесёт нам радость общения друг с другом. - Каким вы хотите видеть сегодняшний урок? 2. Проверка домашнего задания. Сверкать – блестеть, сиять, светить. (Синонимы – слова, схожие по значению, но различные по звучанию ). -Какие слова называются омонимами? (Слова, одинаковые по звучанию, но разные по значению.) Барашки – небольшие пенистые волны Барашки – молодые баранчики -Какие слова называются антонимами? (Слова, противоположные по значению) Тишина – шум Плач – смех -Изучение какой темы мы закончили? (Слово) 3. –Сегодня мы начинаем изучение большой и важной темы «Состав слова». Учёные называют этот раздел - словообразование. Как вы думаете, почему так называют этот раздел? Какие части слова помогли вам ответить на этот вопрос? - На этом уроке мы побываем в одной замечательной стране – стране Словари, узнаем много нового и интересного, нам придётся многому удивиться. Чистописание. - Какой звук произносят, когда удивляются? О Дайте характеристику этому звуку. Запишите букву о. (Обсудите в парах). О ос ож 4.- Первый город, который мы посетим – город «Корнеслов». Жители этого городка строят себе вот такие домики и очень любят цветы, деревья, кусты, траву. Садят, ухаживают за ними. (На доске вывешивается схема ) -Как вы думаете почему? (Потому что у них есть корень) -Какое основное значение слова корень? (Это то, без чего растение не может жить. Садим растение, из него появляется один росток, другой, третий) -Какую роль играет корень в слове? Почему учёные использовали это слово для названия главной части слова? Так что же такое корень слова? (На доске: к.- э.о.ч.р.с.) -Прочитайте слова на доске -Обсудите в парах написание пропущенных букв. -Составьте предложение, отвечая на мой вопрос. В каком лесу дрожат осинки? -Составьте предложение по схеме с кого? что? -Запишите самостоятельно. -Найдите однокоренные слова, выделите корень. Проверка. -Прочитайте предложение орфографически. Назовите однокоренные слова и корень в них. Что называют корнем в русском языке? О.ч.р.сл. – корень. Общая и по внешнему виду и по смыслу. -Придумайте однокоренное слово с корнем осин. -Можно ли назвать однокоренными слова лес, бор, чаща? ( Нет. Это синонимы ) 5.-Следующий город на нашем пути – город «Окончание». В городе живут окончания, которые всё время изменяются. Как вы думаете, где в словах находятся окончания? … Они строят себе вот такие домики. -Что мы уже можем сказать об окончании? ( О – изм ч сл , ст на к сл) -Я хочу рассказать вам о своей сестре. Одно слово, которое повторяется в рассказе, я буду произносить не полностью. Вы должны его закончить. Моя сестр… студентка. У сестр… много друзей. Вместе с сестр… они уехали работать в деревню. Друзья любят мою сестр…. (Однокоренные слова выписываются на доску). -Как называется часть слова, которой заканчивали слова? Как вы думаете, для чего окончания изменяются? ( Для связи слов в предложении.) -Что в природе постоянно изменяется? ( Погода) -Измените окончания так, чтобы получился связный тект. Ст..яла тёплые п..года. Вдруг подул северную веет..р. Неб.. зат..нули серая тучу. (Идёт обсуждение в парах. Исправляются ошибки, вставляются пропущенные орфограммы). Письмо под диктовку. Взаимопроверка. -Что такое окончание? Для чего оно служит в предложении? 6. Физминутка. 7.-Следующий город на нашем пути – «Суффикс-град». Там живут очень загадочные и трудолюбивые суффиксы. Они из одних слов делают другие. У них вот такие домики , и в слове они стоят после корня. Иногда они звенят, как колокольчики: -оньк, -еньк, -знь; стучат каблучками: -ек, -ик, -чик, -ник; поют, как птицы: -чив, -лив; могут показывать большой предмет или маленький: -ик, -ищ. Есть ещё очень много суффиксов с разными оттенками и значениями. Давайте с помощью суффиксов –ик, -ищ, -ишк превратим одни слова в другие. Кот – котище – котик Дом – домище – домик – домишко Что мы называем суффиксом? (С это ч сл, кот с за к и сл для обр н сл) -С помощью ваших карточек вставьте пропущенные суффиксы. В свежем воздухе сверкает Первый чист…кий снеж… И румянит детям щёки Лёгкий зимний холод…. Письмо по памяти. -Для чего же служат суффиксы? 8.-Ещё один город в стране «Словари» - город «Приставкино». Живут там очень гордые красавицы приставки. У них вот такие домики . Как вы думаете, где находятся приставки в словах? Почему учёные дали такое название этой части слова? Что мы называем приставкой? (П – это ч сл, кот ст п к, служ для о н сл.) - Приставки очень любят загадывать загадки. Присоединить с помощью верёвки. Привязать Присоединить с помощью нитки и иголки. Пришить Как говорят о человеке, который очень добрый? Предобрый Как называли Кощея в сказках? Бессмертный Как в сказке звали Елену? Прекрасная (Работа проводится устно. Учитель называет корень, Дети добавляют приставку и произносят слово.) 9.Работа в группах. С помощью приставок необходимо образовать как можно больше родственных слов, Записать 4 из них, выделить в них приставки. Ход, шёл, шил, бежал, летел, читал. (Задание проверяется у доски. Командир отчитывается за работу группы). -Какую же роль играю в слове приставки? 10.Подведение итогов. -Жители этих городов всегда очень дружны, но сегодня перед уроком они заспорили, кто самый главный из них, поссорились, и получились очень странные слова. Икподар, отадобр, кулыби, красаот, атеплот. Чтобы их расшифровать, нужно вспомнить, какую роль играет каждая часть слова. (Работа выполняется устно). -Все мы любим получать подарки. Правда? А можем ли мы каждый день получать и дарить подарки? Возможно, если мы не будем отправляться в магазин, чтобы приобрести какую-нибудь вещь, а будем дарить то, что спрятано в нашей душе: улыбки, добрые слова, внимание, любовь. 11.Домашнее задание. | |
Просмотров: 2209 | Загрузок: 0 | |