Организм человека. Клетка. Учитель Мазюк Елена Чеславовна
04.08.2009, 22:04 | |
Тема: Организм человека. Клетка. Цели: - сформировать представление о том, что человек – часть природы; - заинтересовать детей в познании самого себя; - познакомить с некоторыми научными понятиями (клетка, ядро, мембрана); - дать общеознакомительные сведения о клетке; - подвести учащихся к пониманию сложности и совершенства устройства живого организма и взаимосвязанности органов; - воспитывать человека, осознающего необходимость заботиться о своем организме. Ход урока. 1. Организационный момент. 2. Проверка домашнего задания. 3. Новый материал. -Сегодня мы начинаем изучение нового раздела « Человек и его здоровье». На доске. Здоровье человека – его главное богатство, источник радости. - Почему так говорят? Уч.- Верно, здоровье – это бесценный дар, который преподносит человеку природа. Без здоровья очень трудно сделать жизнь интересной и счастливой. Мы часто растрачиваем этот дар попусту, забывая, что потерять здоровье легко, а вернуть его очень трудно. - Что нужно делать, чтобы сберечь здоровье? Уч. – Да, нужно изучать свой организм, процессы, происходящие в нем. Сделать это поможет раздел « Человек и его здоровье». Стр. 268 - Прочитайте вопросы. Можете ли вы сразу ответить на все вопросы? Уч. – В се ответы мы можем найти в статье « Организм человека». (Чтение статьи вслух. Возле каждого абзаца ставим значок: V- уже знал + - новое ? – не понял После чтения – вопросы 1-4.(группы 1-4) Уч. – Мужчины и женщины, мальчики и девочки – все мы люди. И, хотя на всем свете не найти двух совершенно одинаковых людей, тела наши устроены одинаково. 4. Работа с таблицей. - Какие же науки изучают человека? (Прочитайте, определите, что изучает каждая наука.) цитология клеточное строение гигиена что такое кровь, как справляются со своей работой сердце, желудок и другие органы медицина какую форму и строение имеют отдельные части тела, органы физиология как нужно охранять здоровье, беречь организм анатомия как узнать, чем заболел, чем лечить 5. Физкультурная минутка. 6. Продолжаем изучать тему нашего урока. Уч.- Когда смотришь издали на любое здание, кажется, что все оно целиком вылеплено из какого-то материала. Но, подойдя поближе, увидим, что это сооружение сложено из маленьких кирпичиков. Примерно так же устроено наше тело. - Как же называются эти «кирпичики», из которых состоят все органы и части нашего тела? Стр. 269. – Найдите в учебнике, какого размера бывают клетки? Уч. – Большинство клеток состоит из трех частей. Клетку мы можем представить себе в виде вишни. Так же, как у вишни, у клетки есть оболочка ( мембрана). Под ней гелеобразное вещество – цитоплазма. Цитоплазма в разных клетках разная. Внутри цитоплазмы, словно косточка в вишне, помещается ядро. Клетки организма сильно различаются размерами и формой. Форма и размер клеток тесно связаны с выполняемой ими работой. КЛЕТКА – важнейшая часть всех живых организмов. МЕМБРАНА – оболочка клетки. ЯДРО – центральная часть клетки. ЦИТОПЛАЗМА – гелеобразное вещество. ТКАНЬ – группа схожих клеток, собранных воедино и образующих какую-либо часть организма. ОРГАН – часть организма, которая выполняет одну или несколько функций. 7. Работа в группах. 1 гр. Нарисуйте мышечную клетку. Расскажите о мышечной клетке. 2 гр. Нарисуйте нервную клетку. Расскажите о нервной клетке. 3 гр. Нарисуйте клетку кожи. Расскажите о клетках кожи. 4 гр. Расскажите, сколько живут клетки. Расскажите, что такое ткань. 5 гр. Докажите, что клетка – крошечный, живой организм. Стр. 270. Выпишите глаголы, которые характеризуют клетку, как живой организм. КЛЕТКА дышит питается выбрасывает отходы обновляются - Что произойдет, если человек перестанет дышать и у него остановится сердце? Уч. – Каждую секунду погибают миллионы твоих клеток. Однако, вместо них постепенно воспроизводятся новые. Всякая клетка происходит из другой, точно такой же клетки, как от медведя медвежонок, из семени березы – береза, а не клен. 8. Подведение итогов. Рефлексия. Стр. 270, вопр.2. Закончи предложение. 9. Д.З. стр.271.Вопр.3. Мышечные клетки. Мышечные клетки длинные и тонкие, похожи на веретено. Они могут сокращаться, а затем расслабляться, например, при движении. Физический труд, занятия физкультурой и спортом укрепляют мышцы. Нервные клетки. Нервная клетка похожа на осьминога: толстое тело со щупальцами. Одни из них покороче, сильно разветвляются, другие длинные-длинные. Некоторые нервные клетки имеют отростки длиной до полутора метров. И неудивительно, ведь нервная клетка работает связистом: ей надо передать информацию быстро и далеко. Клетки кожи. Клетки кожи напоминают удлиненные кирпичики или кубики. Что же, кожа должна быть крепкой. Каждый день миллиарды верхних мертвых клеток кожи отпадают, верхний слой кожи смывается, стирается. Но к счастью, ежедневно образуются новые клетки, и на смену старой вырастает новый слой кожи. Сколько живет клетка. Продолжительность жизни клеток различна. Клетки кишечника постоянно стираются пищей и поэтому живут около 6 дней. Красные кровяные клетки живут примерно 4 месяца. Клетки костей могут прожить 30 лет. А вот нервные клетки и мышечные клетки не могут делиться и служат человеку в течение всей жизни. Что такое ткань? Собравшись вместе, однотипные клетки-коллеги образуют ткани организма. Так, из костных клеток образуется костная ткань, из мышечных клеток – мышечная ткань, из жировых клеток – жировая ткань. | |
Просмотров: 2290 | Загрузок: 0 | |