Организм человека. Клетка. Учитель Мазюк Елена Чеславовна
04.08.2009, 22:04
Тема: Организм человека. Клетка.
Цели: - сформировать представление о том, что человек – часть природы;
  - заинтересовать детей в познании самого себя; 
  - познакомить с некоторыми научными понятиями (клетка, ядро, мембрана);
  - дать общеознакомительные сведения о клетке;
- подвести учащихся к пониманию сложности и совершенства устройства живого организма и взаимосвязанности органов;
- воспитывать человека, осознающего необходимость заботиться о своем организме.

Ход урока.

1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.

3. Новый материал.

  -Сегодня мы начинаем изучение нового раздела « Человек и его здоровье».

На доске.
Здоровье человека – его главное богатство, источник радости.

- Почему так говорят?
 
Уч.- Верно, здоровье – это бесценный дар, который преподносит человеку природа. Без здоровья очень трудно сделать жизнь интересной и счастливой. Мы часто растрачиваем этот дар попусту, забывая, что потерять здоровье легко, а вернуть его очень трудно.

- Что нужно делать, чтобы сберечь здоровье?

Уч. – Да, нужно изучать свой организм, процессы, происходящие в нем. Сделать это поможет раздел « Человек и его здоровье».

Стр. 268 - Прочитайте вопросы. Можете ли вы сразу ответить на все вопросы?

Уч. – В се ответы мы можем найти в статье « Организм человека».
  (Чтение статьи вслух. Возле каждого абзаца ставим значок: V- уже знал
  + - новое
  ? – не понял
После чтения – вопросы 1-4.(группы 1-4)

Уч. – Мужчины и женщины, мальчики и девочки – все мы люди. И, хотя на всем свете не найти двух совершенно одинаковых людей, тела наши устроены одинаково.

4. Работа с таблицей.
  - Какие же науки изучают человека? (Прочитайте, определите, что изучает каждая наука.)

цитология клеточное строение
гигиена что такое кровь, как справляются со своей работой сердце, желудок и другие органы
медицина какую форму и строение имеют отдельные части тела, органы
физиология как нужно охранять здоровье, беречь организм
анатомия как узнать, чем заболел, чем лечить

5. Физкультурная минутка.

6. Продолжаем изучать тему нашего урока.
  Уч.- Когда смотришь издали на любое здание, кажется, что все оно целиком вылеплено из какого-то материала. Но, подойдя поближе, увидим, что это сооружение сложено из маленьких кирпичиков. Примерно так же устроено наше тело.
   
  - Как же называются эти «кирпичики», из которых состоят все органы и части нашего тела?

Стр. 269. – Найдите в учебнике, какого размера бывают клетки?

Уч. – Большинство клеток состоит из трех частей. Клетку мы можем представить себе в виде вишни. Так же, как у вишни, у клетки есть оболочка ( мембрана). Под ней гелеобразное вещество – цитоплазма. Цитоплазма в разных клетках разная. Внутри цитоплазмы, словно косточка в вишне, помещается ядро. Клетки организма сильно различаются размерами и формой. Форма и размер клеток тесно связаны с выполняемой ими работой.


КЛЕТКА – важнейшая часть всех живых организмов.

МЕМБРАНА – оболочка клетки.

ЯДРО – центральная часть клетки.

ЦИТОПЛАЗМА – гелеобразное вещество.

ТКАНЬ – группа схожих клеток, собранных воедино и образующих какую-либо часть организма.

ОРГАН – часть организма, которая выполняет одну или несколько функций.

7. Работа в группах.

1 гр. Нарисуйте мышечную клетку. Расскажите о мышечной клетке.

2 гр. Нарисуйте нервную клетку. Расскажите о нервной клетке.

3 гр. Нарисуйте клетку кожи. Расскажите о клетках кожи.

4 гр. Расскажите, сколько живут клетки. Расскажите, что такое ткань.

5 гр. Докажите, что клетка – крошечный, живой организм.
  Стр. 270. Выпишите глаголы, которые характеризуют клетку, как живой организм.
   
  КЛЕТКА дышит
  питается
  выбрасывает отходы
  обновляются
- Что произойдет, если человек перестанет дышать и у него остановится сердце?


Уч. – Каждую секунду погибают миллионы твоих клеток. Однако, вместо них постепенно воспроизводятся новые. Всякая клетка происходит из другой, точно такой же клетки, как от медведя медвежонок, из семени березы – береза, а не клен.

8. Подведение итогов.
  Рефлексия.
  Стр. 270, вопр.2. Закончи предложение.

9. Д.З. 
  стр.271.Вопр.3.

  Мышечные клетки.
Мышечные клетки длинные и тонкие, похожи на веретено. Они могут сокращаться, а затем расслабляться, например, при движении. Физический труд, занятия физкультурой и спортом укрепляют мышцы.
  

  Нервные клетки.
Нервная клетка похожа на осьминога: толстое тело со щупальцами. Одни из них покороче, сильно разветвляются, другие длинные-длинные. Некоторые нервные клетки имеют отростки длиной до полутора метров. И неудивительно, ведь нервная клетка работает связистом: ей надо передать информацию быстро и далеко.


  Клетки кожи.
Клетки кожи напоминают удлиненные кирпичики или кубики. Что же, кожа должна быть крепкой. Каждый день миллиарды верхних мертвых клеток кожи отпадают, верхний слой кожи смывается, стирается. Но к счастью, ежедневно образуются новые клетки, и на смену старой вырастает новый слой кожи.


  Сколько живет клетка.
Продолжительность жизни клеток различна. Клетки кишечника постоянно стираются пищей и поэтому живут около 6 дней. Красные кровяные клетки живут примерно 4 месяца. Клетки костей могут прожить 30 лет. А вот нервные клетки и мышечные клетки не могут делиться и служат человеку в течение всей жизни.


  Что такое ткань?
Собравшись вместе, однотипные клетки-коллеги образуют ткани организма. Так, из костных клеток образуется костная ткань, из мышечных клеток – мышечная ткань, из жировых клеток – жировая ткань.













































  
Категория: Идём на урок | Добавил: Марина
Просмотров: 2290 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0