Главная | Мой профиль | Выход | RSSЧетверг, 19.10.2017, 23:47

Островок



Вы вошли как Гость
Группа "Гости"

Меню сайта
Категории раздела
Идём на урок [16]
Планы-разработки уроков
День за днём [5]
Сценарии утренников, школьныш праздников
Нормативные документы [4]
Законы, декреты, указы, методические письма
Календарное планирование [1]
Календарное планирование 1-4 классы
Методическая копилка [4]
Комната отдыха [1]
Песенки [12]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Наша кнопка

Каталог файлов

Главная » Файлы » Идём на урок

Общее представление о составе слова.
[ ] 04.08.2009, 21:52
Тема: Общее представление о составе слова.

Цели. Создать условия для:
  -формирования представления о составе слова, всех морфемах, входящих в 
  слово;
  - знакомства с окончанием, его существенными признаками, алгоритмом
  нахождения окончания в слове;
  - развития орфографической зоркости;
  - воспитания аккуратности, внимательности.
Ход урока.
1. Эмоциональный настрой.
  - Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесёт нам радость общения друг с другом.
  - Каким вы хотите видеть сегодняшний урок?

2. Проверка домашнего задания.
  Сверкать – блестеть, сиять, светить. (Синонимы – слова, схожие по значению, но  
различные по звучанию ).
  -Какие слова называются омонимами? (Слова, одинаковые по звучанию, но разные 
по значению.)
  Барашки – небольшие пенистые волны
  Барашки – молодые баранчики
  -Какие слова называются антонимами? (Слова, противоположные по значению)
  Тишина – шум
  Плач – смех 
  -Изучение какой темы мы закончили? (Слово)

3. –Сегодня мы начинаем изучение большой и важной темы «Состав слова». Учёные называют этот раздел - словообразование. Как вы думаете, почему так называют этот раздел? Какие части слова помогли вам ответить на этот вопрос?
  - На этом уроке мы побываем в одной замечательной стране – стране Словари, узнаем много нового и интересного, нам придётся многому удивиться.
Чистописание.
  - Какой звук произносят, когда удивляются?
  О Дайте характеристику этому звуку. Запишите букву о. (Обсудите в парах).
  О ос ож  

4.- Первый город, который мы посетим – город «Корнеслов». Жители этого городка строят себе вот такие домики и очень любят цветы, деревья, кусты, траву. Садят, ухаживают за ними. (На доске вывешивается схема )
  -Как вы думаете почему? (Потому что у них есть корень)
  -Какое основное значение слова корень? (Это то, без чего растение не может жить.
Садим растение, из него появляется один росток, другой, третий)
  -Какую роль играет корень в слове? Почему учёные использовали это слово для названия главной части слова? Так что же такое корень слова? (На доске: к.- э.о.ч.р.с.)
  -Прочитайте слова на доске
  -Обсудите в парах написание пропущенных букв.
  -Составьте предложение, отвечая на мой вопрос. В каком лесу дрожат осинки?
  -Составьте предложение по схеме с кого? что?
  -Запишите самостоятельно.
  -Найдите однокоренные слова, выделите корень.
Проверка.
  -Прочитайте предложение орфографически. Назовите однокоренные слова и корень в них. Что называют корнем в русском языке?
О.ч.р.сл. – корень. Общая и по внешнему виду и по смыслу.
  -Придумайте однокоренное слово с корнем осин.
  -Можно ли назвать однокоренными слова лес, бор, чаща? ( Нет. Это синонимы )

5.-Следующий город на нашем пути – город «Окончание». В городе живут окончания, которые всё время изменяются. Как вы думаете, где в словах находятся окончания? … Они строят себе вот такие домики. 
  -Что мы уже можем сказать об окончании? ( О – изм ч сл , ст на к сл)
  -Я хочу рассказать вам о своей сестре. Одно слово, которое повторяется в рассказе, я буду произносить не полностью. Вы должны его закончить.
  Моя сестр… студентка. У сестр… много друзей. Вместе с сестр… они уехали работать в деревню. Друзья любят мою сестр….
(Однокоренные слова выписываются на доску).
  -Как называется часть слова, которой заканчивали слова? Как вы думаете, для чего окончания изменяются? ( Для связи слов в предложении.)
  -Что в природе постоянно изменяется? ( Погода) 
  -Измените окончания так, чтобы получился связный тект.
  Ст..яла тёплые п..года. Вдруг подул северную веет..р. Неб.. зат..нули серая тучу.
(Идёт обсуждение в парах. Исправляются ошибки, вставляются пропущенные орфограммы).

Письмо под диктовку. 
Взаимопроверка.
  -Что такое окончание? Для чего оно служит в предложении?
6. Физминутка.
7.-Следующий город на нашем пути – «Суффикс-град». Там живут очень загадочные и трудолюбивые суффиксы. Они из одних слов делают другие. У них вот такие домики , и в слове они стоят после корня.
  Иногда они звенят, как колокольчики: -оньк, -еньк, -знь; стучат каблучками: -ек, 
-ик, -чик, -ник; поют, как птицы: -чив, -лив; могут показывать большой предмет или маленький: -ик, -ищ. Есть ещё очень много суффиксов с разными оттенками и значениями. 
  Давайте с помощью суффиксов –ик, -ищ, -ишк превратим одни слова в другие.
  Кот – котище – котик
  Дом – домище – домик – домишко
  Что мы называем суффиксом? (С это ч сл, кот с за к и сл для обр н сл)
  -С помощью ваших карточек вставьте пропущенные суффиксы.
  В свежем воздухе сверкает
  Первый чист…кий снеж…
  И румянит детям щёки
  Лёгкий зимний холод….

Письмо по памяти.
  -Для чего же служат суффиксы?

8.-Ещё один город в стране «Словари» - город «Приставкино». Живут там очень гордые красавицы приставки. У них вот такие домики . Как вы думаете, где находятся приставки в словах? Почему учёные дали такое название этой части слова? Что мы называем приставкой? (П – это ч сл, кот ст п к, служ для о н сл.)

  - Приставки очень любят загадывать загадки.
Присоединить с помощью верёвки. Привязать
Присоединить с помощью нитки и иголки. Пришить
Как говорят о человеке, который очень добрый? Предобрый
Как называли Кощея в сказках? Бессмертный
Как в сказке звали Елену? Прекрасная
(Работа проводится устно. Учитель называет корень, Дети добавляют приставку и произносят слово.)

9.Работа в группах.
  С помощью приставок необходимо образовать как можно больше родственных слов, Записать 4 из них, выделить в них приставки.
  Ход, шёл, шил, бежал, летел, читал.
  (Задание проверяется у доски. Командир отчитывается за работу группы).
  -Какую же роль играю в слове приставки?

10.Подведение итогов.
  -Жители этих городов всегда очень дружны, но сегодня перед уроком они заспорили, кто самый главный из них, поссорились, и получились очень странные слова.
  Икподар, отадобр, кулыби, красаот, атеплот.
Чтобы их расшифровать, нужно вспомнить, какую роль играет каждая часть слова.
(Работа выполняется устно).

  -Все мы любим получать подарки. Правда? А можем ли мы каждый день получать и дарить подарки? Возможно, если мы не будем отправляться в магазин, чтобы приобрести какую-нибудь вещь, а будем дарить то, что спрятано в нашей душе: улыбки, добрые слова, внимание, любовь.

11.Домашнее задание.


Категория: Идём на урок | Добавил: Марина
Просмотров: 1729 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Безопасный поисковик для детей
Календарь
Новое на сайте
Как мы в лагере живём. Весна 2015 
Список книг для летнего чтения 
Готовимся к словарному диктанту 
Русский язык.3 класс. Способы проверки н... 
Новогодний хоровод 
Ёлочка, гори 
Список книг для летнего чтения 3 класс 
Из какого слова выпала буква 
Учим словарные слова (о-а). 3 класс 
Полезные ссылки
Методсовет Сайт
"Островок" Персональный сайт Степаняк М.Ч. © 2017
Профессиональное сообщество педагогов Методисты.ру Система авторегистрации в каталогах, статьи про раскрутку сайтов, web дизайн, flash, photoshop, хостинг, рассылки; форум, баннерная сеть, каталог сайтов, услуги продвижения и рекламы сайтов Школьно-Студенческая социальная Сеть! Презентации, новости, скачать медодическую разработку, все для учителя, все для родителей Белый каталог сайтов Яндекс.Метрика
Graffiti Decorations(R) Studio (TM) Site Promoter Счетчик тИЦ и PR